<<<НАЗАД     ОГЛАВЛЕНИЕ      ВПЕРЕД>>>

 

 

 

2. СИСТЕМА ИЗМЕРЕНИЙ

 

 

 

 

 

 

тов. Мнение из рассмотренных в книге принципиальных
вопросов впервые исследуются и разрабатываются во взаимо-
связи между собой.

В книге широко представлены новейшие достижения совре-
менной строительной техники, а также действующие в ФРГ
нормы и стандарты. Текст ограничивается изложением лишь
наиболее существенных данных: он подробно поясняется,
а иногда и вообще заменяется наглядными иллюстрациями.

Таким образом, проектировщик найдет здесь в кратком из-
ложении и в определенной последовательности все основные
сведения и нормативы, необходимые для работы.

Главное внимание уделено изложению окончательных вы-
водов, основных положений и относящихся к ним сведений.
Примеры осуществленных проектов приводятся только в каче-
стве необходимых иллюстраций к основному содержанию кни-
ги.

Если не считать обязательных для каждого проекта норма-
тивных данных, задания на проектирование всегда отличаются
друг от друга и архитектору в каждом случае приходится изу-
чать новые стороны вопроса и искать новые творческие реше-
ния. Такой путь является единственно жизненным и полностью
отвечает духу времени.

Примеры осуществленных проектных решений могут' толк-
нуть проектировщика на легкий путь их копирования. В лучшем
случае они создают определенные представления, от которых
при решении новых задач бывает очень трудно отказаться. Если
же вооружить архитектора только исходными данными и нор-
мами по основным вопросам, то он полностью направит свои
творческие усилия на разработку самостоятельного проектного
замысла, в котором отдельные частные вопросы получат свое
комплексное разрешение.

В заключение замечу, что каждый раздел книги предста-
вляет собой систематизированный свод необходимых данных по
вопросам строительного проектирования, проверенных на опыте
наиболее удачных современных построек либо на моделях. Ос-
новная цель настоящего труда-избавить проектировщика от
самостоятельных поисков и сбора этих данных, предоставить
ему больше времени для разработки его основной творческой
задачи.

 

 

 

 

ЧЕЛОВЕК-МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ

 

 

 

 

 

 

 

Для удовлетворения своих потребностей человек изгото-
вляет себе вещи. Чтобы служить человеку, они должны бьпь
ему соразмерны. В древние времена части человеческого тела
служили естественной основой всех единиц измерения. Даже се-
годня, чтобы наиболее ясно представить себе размеры того или
иною предмета, мы говорим, что он во столько-то раз больше
человеческого роста, что его длина равна стольким-то локтям,
что он на столько-то футов (фут-стопа) шире или на столько-то
голов выше.

Введение метрической системы мер положило конец этим
методам измерения. Поэтому мы должны попытаться составить
себе насколько возможно подробное и точное представление
также и об этом новом масштабе. Именно так поступают архи-
текторы, обмеряя помещение собственного жилища, чтобы яс-
нее представить себе размеры проектируемых ими зданий.
Каждый изучающий архитектуру должен прежде всего научить-
ся правильно оценивать размеры помещений и их обстановки
с тем, чтобы при изображении и назначении размеров любого
предмета, помещения или здания зрительно представлять их ис-
тинную величину. Правильное понятие об истинных размерах
предмета, будь то в натуре или на рисунке, мы получаем только
тогда, когда рядом с ним видим человека. Для нашего времени
характерно, что на иллюстрациях в специальных журналах зда-
ния и помещения чаще всего изображаются без людей, и это
обычно дает неправильное представление о действительных раз-
мерах зданий, которые в натуре значительно меньше, чем вы-
глядят на бумаге. В этом я вижу основную причину нередкого
в наше время отсутствия соразмерности между зданиями, по-
скольку авторы проектируют их, пользуясь различными слу-
чайными масштабами, забывая о том, что единственно правиль-
ная мера всех масштабов человек.

Проектировщику необходимо знать, откуда возникли при-
меняемые им основные размерности. Он должен знать, каковы
соотношения отдельных частей тела нормального физически
развитого человека и какое пространство ему необходимо при
различных положениях и в движении.

Он должен знать размеры предметов домашнего обихода,
одежды и других, окружающих его предметов, чтобы правильно
назначать размеры необходимых для них хранилищ, емкостей
и мебели. Он должен знать величину свободных проходов ме-
жду мебелью в кухне, столовой, библиотеке и т.п., чтобы обес-
печить удобные условия домашней работы и жизни без излиш-
него увеличения объема помещений.

Он должен знать, как целесообразно расставить мебель,
чтобы обеспечить человеку наиболее удобные условия труда
и отдыха.

Наконец, он должен знать наименьшие размеры средств
транспорта, которыми человек пользуется ежедневно: железно-
дорожных и трамвайных вагонов, автомобилей и т.п., имея яс-
ное представление о типичных для них минимальных величинах,
он часто бессознательно использует их при назначении разме-
ров других помещений.

Но человек это не просто физическое тело, занимающее
определенное пространство. Не менее важна забота о его физи-
ческом и психологическом комфорте, гак как планировка поме-
щений, их окраска, освещение, меблировка и оборудование
оказывают на человека значительное влияние.

Исходя из этих соображений и наблюдений, я еще с 1926 г.
начал собирать соответствующие материалы из своей многосто-
ронней строительной практики и педагогической деятельности.
На этой основе и разработано предлагаемое справочное посо-
бие, где человек принят за исходную меру всех вещей и за ос-
новной масштаб для разработки проектов зданий и их элемен-

 

 

 

 

 

 

 

tmp140-1.jpg

 

 

 

 

 

 

 

I. Закон пропорций человеческого тела по Леонардо да Винчи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используются технологии uCoz