<<<НАЗАД     ОГЛАВЛЕНИЕ      ВПЕРЕД>>>

 

 

 

tmp42F3-1.jpg

 

 

 

 

Практическое применение

 

 

 

 

 

 

tmp42F3-2.jpg

 

 

 

 

 

 

 

2. Пропорции греческого храма в плане и рачрезе. построенные по тому же принципу
(рис. 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пропорции угла фронтона дорического храма, построенного на основе отношений
золотого сечения (по Месселю)

 

 

 

 

 

 

 

tmp42F3-3.jpg

 

 

 

 

В древних классических сооружениях и постройках средних
веков пропорции, характерные для приведенных выше геометри-
ческих фигур, применялись как для назначения основных разме-
ров сооружений в осях, главным образом в плане и иногда
в разрезе (рис. 2), так и для назначения расстояний и просветов
между элементами в основном на фасадах и в архитектурных
деталях (рис. 1). В наше время построение пропорций в строи-
тельном проектировании основывается на работе А. Тирша
«Справочник архитектора», где впервые приведены примеры
практического применения теории пропорций, основанной на
принципах подобия.

Его ученик Теодор Фишер опубликовал обстоятельное ис-
следование «строительных секретов» зодчих древности, однако
не привел каких-либо новых практически ценных сведений.

Архитектор Ле Корбюзье и ряд других современных архи-
текторов широко использовали в своей практической деятельно-
ста теорию пропорций А. Тирша. Их работы в противополож-
ность работе Т. Фишера были направлены на научное обоснова-
ние эстетических принципов выбора соотношений между от-
дельными элементами здания.

Десятичная система исчисления, а также чертежные угольни-
ки в 45 и 60°, которыми пользуются архитекторы, уже сами по
себе вносят в каждый чертеж определенное единство масштаба
и пропорций. Применяя пропорциональный циркуль, устано-
вленный в золотом сечении, и ограниченное число модульных
размеров, можно сознательно получить желаемые соотношения.
Не только сводчатые готические сооружения, но и современные
каркасные здания построены на основе определенной системы
назначения размеров, которая не только отвечает требованиям
строительного производства, но и способствует созданию закон-
ченного архитектурно-художественного образа сооружения.
В противовес внешней декоративности и красивости сооружений
в стиле рококо для современных сооружений характерны члене-
ния, вытекающие из закономерностей их структуры. Подобной
законченностью отличались сооружения античности, готики, ре-
нессанса, классицизма, относящиеся к высшим достижениям
европейской архитектуры.

Совершенно четко сформулированные правила этих законо-
мерностей мы находим также у народов Востока с древней
культурой (рис. 4): народов Индии в труде «Манасара», у китай-
цев в системе модулирования «тоукоу», но прежде всего у япон-
цев в их методе «киварихо», который, обеспечивая сохранение
традиционных национальных форм, способствует высокой эко-
номичности строительства.

 

 

 

 

 

 

 

3 Пропорции евангелической часовни в плане и разрезе во многом совпадают. Этот
принцип не был положен в основу проекта, а был установлен при гюзднейших иссле-
дованиях архит. Бартнинга и автора

 

 

 

 

 

 

 

tmp42F3-4.jpg

 

 

 

 

4. Обязательные пропор-
ции, принятые в японских
сокровищницах, почти
в точности повторяются
во многих памятниках.
Основные соотношения
Н/7. Н/4, Н/8, Н/16 пред-
ставляют собой ряд чи-
сел, полученных делением
пополам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используются технологии uCoz