|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
<<<НАЗАД ОГЛАВЛЕНИЕ ВПЕРЕД>>>
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
барокко).
Решающим для формирования облика сооружений
является в конечном счете «дух времени».
В
настоящее время в древних сооружениях нас в основном
интересуют вопросы происхождения художественных форм и
в меньшей мере сами формы. Каждая эпоха вырабатывает
в конце концов присущие ей законченные архитектурные формы,
которые в дальнейшем получают лишь более совершенную раз-
работку. Сегодня мы добиваемся выразительности, используя
бетон, металл и стекло. Для архитектуры промышленных
и крупных общественных зданий сейчас характерны новые
формы, вызванные к жизни стремлением получить большую
площадь окон; через стекла ясно видны несущие конструкции
сооружений (рис. 6).
Четкое
выявление элементов сооружения в соответствии
с их техническим назначением придает новый облик как от-
дельным частям здания, так и сооружению в целом. На этом пу-
ти открываются новые возможности для творческих исканий
архитекторов.
Однако
было бы ошибочным считать, что в наше время тре-
буется лишь четкое выявление конструкций, на основании ко-
торых когда-то в будущем будут выработаны законченные ар-
хитектурные решения (рис. 2). В задачу архитекторов в первую
очередь входит использование технических достижений нашего
времени для создания отвечающих современному представле-
нию совершенных в художественном отношении сооружений
(см. с. 34). Для этого архитектор должен обладать чувством так-
та, сдержанностью, учитывать природное окружение, стремиться
к созданию органического единства объемно-пространственного
и конструктивного решения, к соответствию внешнего облика
функциональному назначению здания с учетом технической, эко-
номической и технологической целесообразности сооружения.
Даже самые
творчески одаренные мастера, способные ска-
зать новое слово в архитектуре, должны считаться с этими усло-
виями и учитывать «дух времени».
Чем талантливее архитектор, чем шире его кругозор и
со-
держательнее работа, тем значительнее его произведение, кото-
рое, как всякое настоящее явление искусства, сохраняет свою
ценность независимо от времени.
|
|
|
|
|
ЧАСТИ
ЗДАНИЙ КАК ВЫРАЖЕНИЕ СПОСОБОВ
ОБРАБОТКИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
|
|
|
|
|
|
|
|
Различные
виды креплений, узлов, плетений и вязки, а также
тканей, применявшиеся на заре культурного развития человече-
ства, явились прообразами архитектурных форм.
Позднее
получило развитие деревянное зодчество, которое
почти повсеместно служило основой для создания архитек-
турных форм, в том числе форм греческих храмов (рис. 1 и 2).
Такая
гипотеза относительно нова, но число примеров, до-
казывающих ее справедливость, все время увеличивается.
Архитектор
Уде посвятил этим вопросам серьезную работу;
в ней с большой убедительностью и прежде всего на примере
Альгамбры в Гренаде доказано происхождение мавританской
архитектуры от деревянного зодчества. В то же время гипсовый
или майоликовый декор внутренних поверхностей мавританских
зданий (так же как пояски, бусы и шнуры в греческой архитекту-
ре) является подражанием ткаческому искусству. В углах неко-
торых помещений Альказара в Севилье отчетливо видны
«узлы», вырезанные из гипса и в точности воспроизводящие
крепление полотнищ в углах шатров. Здесь имеет место прямой
перенос форм, свойственных технике возведения шатров.
Архитектурные
формы, созданные в разных странах в раз-
ное время на основе применения тех или иных материалов при
одинаковых условиях, весьма сходны. Существование таких
форм доказано Ф. Верзином на многочисленных примерах.
В них приведены предметы домашнего обихода народов Восточ-
ной Азии и Европы, относящиеся как к третьему тысячелетию
до н.э., так и к настоящему времени, но совершенно тожде-
ственные по форме.
В случае
применения других материалов и другой техники,
так же как и при другом назначении конструкций, неизбежно
меняется форма сооружений; время от времени возникают чи-
сто декоративные формы, скрывающие от глаз основную фор-
му, возникшую под действием местных условий, или имитирую-
щие какие-либо конструктивные элементы (например, стиль
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Каменные формы, созданные грека-
ми на основе деревянных конструкций
|
|
5. Экономичные деревянные каркасные
конструкции на гвоздях выглядят
лучше с обшивкой или штукатуркой
|
|
|
|
|
1. Деревянные конструкции -основа
форм греческих храмов
|
|
|
|
|
6-
Железобетонное каркасное здание
с подоконным поясом, прикрывающим
наружные колонны на половину тол-
щины
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Стены из естественного камня
требуют обрамления проемов те-
саным камнем (см. с. 39)
|
|
7. Железобетонное здание с целесо-
образным и экономичным консольным
решением покрытия со сплошным лен-
точным остекмнием
|
|
|
|
|
8. Здание с железобетонным безба-
лочным покрытием и легким металли-
ческим фахверком наружных стен,
заполненным остеклением
|
|
|
|
|
3. Широко
распространенная современ-
ная деревянная конструкция, анало-
гичная изображенной на рис. 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|