<<<НАЗАД     ОГЛАВЛЕНИЕ      ВПЕРЕД>>>

 

 

 

tmp1130-1.jpg

 

 

 

 

ЧЕЛОВЕК И ЦВЕТ

 

 

 

 

 

 

Цвета оказывают различное физиологическое воздействие на чело-
века, вызывая хорошее или плохое самочувствие, повышая или снижая
его активность. Цвет окраски производственных, административных
и учебных помещений может существенно повлиять на повышение или
снижение производительности труда; в лечебных учреждениях удачная
окраска помещений способна оказать благотворное влияние на здоровье
больных. Воздействие цвета на человеческий организм может быть кос-
венным благодаря свойству цвета зрительно увеличивать или уменьшать
размеры помещений, создавая тем самым впечатление их замкнутости
или простора (рис. 5-7); оно может быть и непосредственным, выра-
жаясь в различных ощущениях от прямого зрительного восприятия
тою или иного цвета (рис. 2, 3).

Наиболее сильным раздражителем является оранжевый цвет; далее
следует желтый, красный, зеленый, темно-красный, пурпурный цвета.
Наименьшее раздражающее воздействие свойственно холодным и ней-
тральным цветам (голубому, зелено-голубому и фиолетовому разных
оттенков).

Раздражающие цвета пригодны для окраски только небольших по-
верхностей в помещении, спокойные- для поверхностей большой площа-
ди.

Теплые цвета действуют активно, вызывают ощущение бодрости,
а при определенных условиях даже возбуждение. Холодные цвета дей-
ствуют пассивно, успокаивают, располагают к отдыху и раздумью. Зе-
леный цвет снимает нервное напряжение. Физиологическое действие того
или иного цвета зависит также от его яркости и места применения.

Теплая яркая окраска верхних частей помещения благоприятно воз-
действует на человека, такая же окраска стен приближает их к зрителю
и вызывает ощущение тепла, окрашенные в эти цвета полы зрительно
увеличивают высоту помещения, придают ему воздушность.

Теплый темный цвет потолка придает помещению пространствен-
ную четкость и торжественность, окраска стен в эти цвета подчеркивает
их ограждающее назначение; полы темного цвета создают впечатление
прочности и надежности.

Холодная яркая окраска потолков дает ощущение света и легкости;
при такой окраске стен помещение кажется просторным, а полы такого
цвета-более гладкими и вызывают желание ускорить шаг.

Холодная темная окраска потолков производит мрачное впечатле-
ние; такая же окраска стен вызывает ощущение холода; темные и хо-
лодные по цвету полы зрительно понижают высоту помещения.

Белый цвет цвет абсолютной чистоты и порядка. В цветовом офор-
млении интерьеров он играет ведущую роль. С его помощью одному
и тому же цвету придают разные оттенки, изменяют его насыщенность,
придают разную светлоту. В качестве «цвета порядка» белый цвет широ-
ко применяют также для обозначения площадей складирования, для раз-
граничения направлений движения и для различных дорожных указате-
лей и знаков на транспорте (рис. 8),

Ниже приведены значения относительной яркости поверхностей,
окрашенных в различные цвета (абсолютно белый цвет принят за 100%
абсолютно черный за 0%):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Круг, естественных цветов по Ге- 2. Деление цветов на темные
те: цветовой треугольник красный, и светлые и вызываемые ими ощуще-
синий, желтый. Смешение зпшх ос- пая
ионных цветов теоретически может
дать все другие цвета. Перевернутый треугольник --зеленый, оранжевый, фиоле-
товый. Эти цвета являются смешанными цветами первого порядка (получаются
путем смешения основных цветов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

tmp1130-2.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Легкие и тяжелые краски (их не 4. Двенадцать тонов спектра
следует отождествлять с темными
и светлыми красками (рис. 2), так
как для глубины тона наряду с темной краской существенное значение имеет
доля входящею к его состоя красного цвета)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

tmp1130-3.jpg

 

 

 

 

tmp1130-4.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Светлая окраска облегчает; поме-
щения со светлыми потолками при
более темных стенах кажутся выше

 

 

 

 

5. Окраска в темные цвета утяже-
ляет: помещения с темными потол-
ками кажутся ниже

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

tmp1130-5.jpg

 

 

 

 

tmp1130-6.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

белая бумага 84

бирюзовый цвет 15

 

 

белая известь 80

цвет зеленой травы около 20

 

 

лимонно-желтый цвет 70

светло-зеленый цвет » 50

 

 

слоновая кость около 70

серебристо-серый цвет » 35

 

 

светло-кремовый цвет » 70

цвет известковой шту-

 

 

золотисто-желтый цвет

катурки » 42

 

 

чистый 60

цвет сухого бетона » 32

 

 

желтый цвет соломы 60

фанерный лист » 38

 

 

светлая охра около 60

силикатный кирпич » 32

 

 

чистый хром желтый 50

красный кирпич » 18

 

 

чистый оранжевый цвет 25 30

клинкер темный » 10

 

 

светло-коричневый цвет около 25

естественный камень (в 35

 

 

бежевый цвет » 25

среднем)

 

 

коричневый цвет сред-

асфальт сухой около 20

 

 

ний » 1 5

асфальт мокрый » 5

 

 

желтовато-розовый » 40

дуб мореный » 18

 

 

ярко-красный » 16

дуб светлый » 33

 

 

 

орех » 1 8

 

 

киноварь 20

ель светлая » 50

 

 

кармин 10

алюминиевая фольга 83

 

 

темно-фиолетовый

 

 

 

темно-фиолетовый цвет около 5

оцинкованная листовая 16

 

 

голубой цвет 40 50

стать

 

 

синий цвет 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Белые полосы на полу указывают
направление движения, например,
в производственных помещениях, лабо-
раториях и т.п.

 

 

 

 

7. Протяженные помещения кажутся
короче, если ограничивающая попе-
речная стена имеет яркую окраску

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

tmp1130-7.jpg

 

 

 

 

tmp1130-8.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Окраска выступающих из плоско-
сти темной стены конструктивных
элементов в светлые тона скрадывает
их размеры. они кажутся тоньше

 

 

 

 

9, Окраска выступающих т плоскости
светлой стены конструктивных эле-
ментов в темные цвета подчеркивает
их размеры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используются технологии uCoz