|
|
В
зрительной работе человеческого глаза различают спо-
собность видеть и способность рассматривать. Способность ви-
деть позволяет человеку ориентироваться в окружающей среде,
а способность рассматривать дает ему радость познания уви-
денного. В зависимости от того, останавливает ли человек свой
взгляд на предмете или как бы пробегает по нему взглядом, он
воспринимает либо подробный (статический) образ этого пред-
мета, либо лишь беглое впечатление от него. Пределы четкой
видимости в первом случае ограничиваются приблизительно пло-
щадью кругового сектора, диаметр которого равен расстоянию
от зрителя до предмета. В пределах этого «поля зрения» все
предметы ясно различаются глазом «с первого взгляда» .(рис. 3).
Видимый глазом статический образ представляется идеальным,
когда все его элементы взаимно уравновешены. Эта уравнове-
шенность является первым признаком совершенства рассматри-
ваемого архитектурного сооружения.
От
предметов, находящихся за пределами поля зрения,
у зрителя создается лишь беглое впечатление. При перемеще-
ниях за пределы поля зрения, в стороны и вглубь взгляд задер-
живается на тех или иных предметах. Если такие «задержки»
возникают через равные или повторяемые интервалы, то со-
здаются ритмические зрительные впечатления, аналогичные тем,
которые вызывают слушание музыки («Архитектура это засты-
вшая музыка», Нойферт, «Правила строительства»).
Общее
впечатление от интерьера помещения зависит не
только от прямого зрительного восприятия той его части, кото-
рая находится в пределах нормального поля зрения, но и от
косвенного восприятия всех смежных частей, находящихся вне
этих пределов (рис. 1 и 2). Помещения, в которых верхнее по-
крытие (потолок) находится в пределах поля зрения, охватывае-
мого одним взглядом, кажутся замкнутыми; при большой про-
тяженности помещений это впечатление может стать угнетаю-
щим. Высокие помещения, в которых потолок оказывается вне
пределов поля зрения, охватываемого с одного взгляда, про-
изводят впечатление простора и даже величественности, если,
конечно, размеры и пропорции помещения этому соответ-
ствуют.
Не следует
забывать, что человеческому зрению свойствен-
но поддаваться оптическим обманам. Человеческое зрение зна-
чительно лучше оценивает размеры по ширине, чем по высоте
и глубине, которые всегда кажутся большими, чем на самом де-
ле. Известно также, что башня кажется выше с более высоких
точек зрения, чем при взгляде снизу (см. с. 25, рис. 9 и 12). Вер-
тикальные грани производят впечатление наклоненных вперед,
а протяженные горизонтальные линии кажутся прогнутыми
в середине (см. с. 25, рис. 13, а также рис. 1-8).
Эти
явления необходимо учитывать, однако 'не следует впа-
дать в противоположную крайность (что характерно для архи-
тектуры барокко), например усиливать перспективное сокраще-
ние приданием наклона окнам и тягам (храм Св. Петра в Риме)
или с помощью живописных изображений карнизов, сводов
и т.п.
Решающую
роль для назначения размеров архитектурных
деталей имеют размеры поля зрения (рис. 3) или поля видимо-
сти (рис. 4), а для их подробного рассмотрения - размеры поля
отчетливой видимости или поля различимости (рис. 5 и 6). В об-
щем случае отно'сительная различимость отдельных деталей
и их элементов прямо зависит от расстояния между ними и зри-
телем. Это правило хорошо учитывалось греческими зодчими,
придававшими различную величину валику под выносной пли-
той карнизов некоторых храмов в зависимости от из высоты;
она назначалась таким образом, чтобы при угле зрения 27°
(рис. 7, вверху) величина валика вписывалась в наименьший угол
отчетливой видимости в 0°1' (это доказал Мертенс, на основании
труда которого выполнены рис. 3 9). Этими же условиями опре-
деляегся максимально допустимое удаление книги от глаз чита-
теля (в зависимости от крупности шрифта), удаление от сиены
мест в зрительном зале и т.п.
|
|
|